Заливка фундамента осенью при 5 градусах и уход за ним

Заливка бетона фундамента — ответственная процедура, от которой во многом зависит прочность всей постройки. Подходить к ней нужно серьезно, основательно. Даже погода может сильно повлиять на качество бетона.

Закладка фундамента в осеннее время обладает своими преимуществами и недостатками. Если правильно подойти к организации процедуры, то можно получить фундамент высокой прочности, какой будет намного крепче летнего.

А при грубых ошибках есть риск добиться того, что весной вместо начала возведения стен вы будете заниматься извлечением и утилизацией бракованного монолита.

Особенности осенней закладки

Есть несколько погодных факторов, влияющих на качество заливаемого бетона:

  • Температура. Оптимальный режим для затвердевания цементного раствора — 16-25 градусов. Летом обычно жарче, что отрицательно сказывается на итоговой прочности бетона. При температуре ниже процесс гидратации цемента замедляется, но не останавливается. Бетон осенью твердеет медленнее, но лучше.

    Важно, чтобы не было заморозков, потому что лед разрушает еще не затвердевший фундамент изнутри. Морозы не редко бывают в октябре, а иногда даже в сентябре.

  • Влажность. Сырость воздуха и почвы положительно сказывается на процессе затвердевания. Бетон медленнее высыхает и лучше набирает прочность. Пропадает необходимость делать постоянное увлажнение.

  • Осадки. Осенью дожди бывают чаще, чем летом. Избыток воды не только снижает марку бетона, влага может вымывать из раствора цементное молочко.
  • Грунтовые воды. В начале осени уровень грунтовых вод может быть даже ниже, чем летом. Это особенно важно для болотистых местностей, страдающих от этого фактора.

    Если же пошли осенние дожди и воды поднялись, залили траншею, то придется откладывать закладку до следующего года. Делать основание дома, когда в траншее вода, нельзя.

Нужно основательно все продумать и тщательно подготовиться, чтобы использовать преимущества осени и не пострадать от ее разрушительных погодных факторов. Лучше всего заливать фундамент в начале осени, когда уже спал летний зной, но нет заморозков и обильных осадков.

Бетон набирает прочность около месяца, соответственно именно такой период не должно быть морозов, способных превратить воду в растворе в лед.

Осадки и грунтовые воды — менее значительная проблема для фундамента, поскольку они могут серьезно навредить только в первые пару дней после закладки.

За сутки-двое раствор «схватывается», после чего ему уже не страшны дождь или град. Более того, осадки будут обеспечивать сырость, которая не позволит твердеющему бетону высохнуть.

Защититься от осадков при литье бетона довольно просто. Можно следить за прогнозом погоды и планировать процедуру на то время, когда хотя бы пару дней не ожидается осадков. Защита от мороза более сложная и иногда может существенно увеличить стоимость работ.

Смотрите нашу видео-подборку по теме:

Защита от мороза

Замерзание бетона во время затвердевания — гарантированное снижение прочность вплоть до полного разрушения. Поэтому, если пришлось делать фундамент осенью, то нужно принять все меры по предотвращению этого.

Самый простой способ — провести работы до заморозков. В сентябре закладка фундамента обычно не требует дополнительных процедур. В октябре уже существует ощутимый риск заморозков, требующий подготовки к защите.

Стоит помнить, что время затвердевания — около месяца, поэтому залитый в октябре бетон нужно защищать от мороза до ноября.

Способы следующие:

1-ый вид. Укрытие фундамента. Самый дешевый и наименее надежный способ. Грунт остывает медленно и даже когда температура воздуха падает ниже 5-10 градусов мороза, почва хранит тепло несколько недель. Дополнительно сам бетон, какой находится в процессе гидратации, выделяет незначительное количество тепла.

Нужно всего лишь укрыть его теплоизоляционым материалом. Можно арендовать специальное укрытие или просто забросать фундамент опилками, тырсой, минеральной ватой и прочими подобными материалами.

Способ при качественном исполнении позволяет выиграть у природы пару недель. Но от сильных морозов, которые бывают даже в октябре, не спасет. Делать теплоизоляцию нужно сплошным покровом, стараясь не допускать сквозняков под укрытием.

2-ой вид. Специальные противоморозные добавки. Уже сам по себе цемент снижает температуру кристаллизации воды на пару градусов.

А специальные добавки позволят бетону нормально набирать прочность и при -10 градусах.

Есть антифризы, защищающие фундамент от разрушения даже при -20 градусах. Естественно, что стоимость варьирует, как и качество. Способ неплохо сочетается с другими методами защиты.

3-ий вид. Подогрев бетона. В старину для этого использовали дровяные печи и накрытый шатром фундамент, сейчас разработана методика электроподогрева.

Специальный кабель укладывается на бетон и накрывается теплоизолятором. Количество кабеля, потребляемая мощность рассчитывается специалистами.

Важно не только не дать раствору замерзнуть, его нельзя и перегревать. Способ дорогой, хлопотный в реализации, но наиболее надежный. Лучше не делать это самому, поскольку велик риск все испортить.

4-ый вид. Термоопалубка. Самостоятельно делать такую опалубку очень сложно, ее используют строительные компании при закладке фундамента в регионах с холодным климатом или в тех случаях, когда сроки не позволяют откладывать работы до весны.

Правила заливания

Если заглянуть в действующий и поныне СНиП 3.03.01-87 «несущие и ограждающие конструкции», то можно найти несколько правил относительно закладки фундамента в холодное время года. Их стоит придерживаться.

  1. Замешивание раствора нужно производить в отапливаемом помещении либо в смесителях с подогревом.
  2. Для замешивания нужно использовать подогретую воду, наполнители и смеси. Не допускается наличие смерзшихся комьев или кусков льда.
  3. Время перемешивания нужно увеличить на четверть в сравнении с летними сроками.
  4. При низкой температуре воздуха нужно позаботиться, чтобы опалубка и основание, на которое будет укладываться бетон, не стали причиной замерзания раствора. Они не должны быть холодными.
  5. Арматурный каркас фундамента нужно предварительно подогреть, чтобы при загрузке раствора вокруг стальных прутков не образовалась наморозь.
  6. Продолжительность вибрационного прессования бетона после укладки нужно увеличить на 25% в сравнении с летними нормами.
  7. Нужно проследить, чтобы на момент промерзания бетон набрал прочность не менее 5 МПа.
  8. Приготовление смеси можно производить при температуре воды не более 70 градусов.

Какое основание лучше использовать?

Разные типы конструкции требуют разных условий проведения зимы. Это нужно учитывать тем, кто решил заливать фундамент осенью.

  • Глубоко заглубленный ленточый фундамент после набора прочности хорошо переносит зиму, его допускается оставлять практически без защиты.
  • Мелкозаглубленный ленточный фундамент нельзя оставлять на зиму без нагрузки, потому что силы пучения вытолкнут его наверх.

    Нагрузка должна компенсировать силы пучения.

  • Плитный фундамент при консервации на зиму нагружать нельзя, иначе возникает большой риск разрыва плиты морозным пучением грунта под ней.
  • Столбчатые и свайные конструкции хорошо переносят зимовку, их допускается заливать осенью без всяких опасений.

Таким образом, делать закладку фундамента осенью можно, но при соблюдении массы условий. Фундамент либо обойдется в таком случае дороже, либо потребует от вас больше внимания и сил.

Смотрите нашу видео-подборку по заливке бетонного основания:

Proffu » Записи » Работа » Устройство » Закладка бетонного основания в осенний период

  1. Регистрация: 04.11.12 Сообщения: 7 Благодарности: 1

    Заливка фундамента в холодное время

    Так получается, что придется заливать монолитный армированный пояс сейчас осенью, среднесуточная температура скорей всего будет 5 градусов.
    Даст ли какой-то эффект прослойка из 2см пенопласта по бокам и сверху опалубки чтобы сохранить тепло выделяемое бетоном, снизить риск замерзания бетона и сократить срок набора им прочности?
    Сколько при такой температуре надо дать минимально выстоятся армопоясу, чтобы сверху можно было начинать кладку газобетона?

  2. Регистрация: 12.03.11 Сообщения: 3.250 Благодарности: 2.890 Putnikk62 Заблокирован Живу здесь

    При температуре 5 град бетон заливать можно.
    Набор прочности зависит не только от температуры, но и от марки бетона, но время набора увеличивается приблизительно в 2 раза.
    Греть надо сам бетон, пенопласт только сохранит (какое то время) стабильную температуру внутри, но не согреет бетон.

  3. Регистрация: 12.03.11 Сообщения: 3.250 Благодарности: 2.890 Putnikk62 Заблокирован Живу здесь

    P. S. Тут аналогичная темка, посмотрите

    Последнее редактирование модератором: 05.11.13

  4. Регистрация: 12.03.11 Сообщения: 3.250 Благодарности: 2.890 Putnikk62 Заблокирован Живу здесь

    P. P. S. При большом объеме заливаемого бетона имеется явление саморазогрева бетона (за счет протекания хим. реакции), в таком варианте утепление любыми доступными способами очень необходимо.

    Последнее редактирование модератором: 05.11.13

  5. Регистрация: 04.11.12 Сообщения: 7 Благодарности: 1

    Да, в той теме рекомендуют лить миксером.

    У меня так не получается, т. к. на высоте 1,8м. Будут вручную мешать.

    Сечение заливки 0,4*0,25м. Вот переживаю за погоду. Сколько она еще плюсовая постоит и что делать если похолодает. Обычно в октябре до середины плюсовая средне-дневная, но последнее время столько отклонений от нормы.

    При какой прочности бетона можно начинать класть сверху газобетон?

  6. Регистрация: 06.12.12 Сообщения: 1.767 Благодарности: 249

    Да, в той теме рекомендуют лить миксером.

    У меня так не получается, т. к. на высоте 1,8м. Будут вручную мешать.

    Сечение заливки 0,4*0,25м. Вот переживаю за погоду. Сколько она еще плюсовая постоит и что делать если похолодает. Обычно в октябре до середины плюсовая средне-дневная, но последнее время столько отклонений от нормы.

    При какой прочности бетона можно начинать класть сверху газобетон?

    Как все прошло? Советовать по зимней заливке видимо уже поздно, но таки 2см пенопласта в перспективе на 1-2 недели можно считать что их нет. Кратко суть такая: при 20 градусов интенсивная гидратация идет 3 суток и бетон набирает 60% прочности, при +5 этот процесс растягивается на 7-9 дней, при 0 на 14 и больше. Разумеется тепло от гидратации размазывается на 9 дней вместо 3. Так что уличный холод однозначно пересилит тепло бетона. 2см пенопласта при 0 градусов спасут на несколько часов.

    если еще актуально могу дать расчеты, нужен периметр армопояса, теплоемкость и теплопроводность ваших блоков

  7. Регистрация: 04.11.12 Сообщения: 7 Благодарности: 1

    Спасибо за участие. Перенес заливку на весну. Все равно не было смысла начинать кладку под зиму.
    Весной залью миксером и калошей с автокраном. Бетономешалкой при такой погоде армопояс лить — совсем не правильно.

  8. Регистрация: 09.05.12 Сообщения: 191 Благодарности: 75

    Еще вариант совместить утепление и опалубку: использовать пенополистирольную опалубку

  9. Регистрация: 06.12.12 Сообщения: 1.767 Благодарности: 249
  10. Регистрация: 12.09.13 Сообщения: 3 Благодарности: 1

    Дорый день! Волею судеб занимаюсь сейчас заливкой фундамента. Пока температуры плюсовые, но постоянно идет дождь, который существенно осложняет и затягивает работу. Планировали уложиться до наступления холодов, но уверенность в этом с каждым днем убывает. Подошва залита, сейчас производится вязка арматуры стен и подготовка опалубки. Задаюсь вопросом организации тепляка над конструкцией. Фундамент лента (40см х 220см), но котлован вырыт полностью для удобства произведения работ (примерно 17м Х 25м). Собственно вопрос — если организовать тепляк над фундаментом по верхнему периметру будущей опалубки из армированной пленки и внутрь поместить газовые пушки для поддержания температуры будет ли этого достаточно? Смущает то, что наружная часть стен фундамента будет открытой и прогреваться все будет только изнутри. Заливка будет осуществляться бетононасосом. Бетон 350 заводской (ПМД будут добавлены в соответствии с температурой окружающей среды на дату заливки). Общался с технологом из лаборатории при заводе ЖБИ, говорит греть необходимо хотя бы до тех пор, пока бетон не наберет 30-40% от марки. (т.е 3-5 дней)

    Буду благодарен за конструктивные ответы. Может есть у кого свой реальный опыт в подобных ситуациях?

    P. S. регион — московская область.

    Последнее редактирование модератором: 05.11.13

  11. Регистрация: 06.12.12 Сообщения: 1.767 Благодарности: 249

    Дорый день! Волею судеб занимаюсь сейчас заливкой фундамента. Пока температуры плюсовые, но постоянно идет дождь, который существенно осложняет и затягивает работу. Планировали уложиться до наступления холодов, но уверенность в этом с каждым днем убывает. Подошва залита, сейчас производится вязка арматуры стен и подготовка опалубки. Задаюсь вопросом организации тепляка над конструкцией. Фундамент лента (40см х 220см), но котлован вырыт полностью для удобства произведения работ (примерно 17м Х 25м). Собственно вопрос — если организовать тепляк над фундаментом по верхнему периметру будущей опалубки из армированной пленки и внутрь поместить газовые пушки для поддержания температуры будет ли этого достаточно? Смущает то, что наружная часть стен фундамента будет открытой и прогреваться все будет только изнутри. Заливка будет осуществляться бетононасосом. Бетон 350 заводской (ПМД будут добавлены в соответствии с температурой окружающей среды на дату заливки). Общался с технологом из лаборатории при заводе ЖБИ, говорит греть необходимо хотя бы до тех пор, пока бетон не наберет 30-40% от марки. (т.е 3-5 дней)

    Буду благодарен за конструктивные ответы. Может есть у кого свой реальный опыт в подобных ситуациях?

    P. S. регион — московская область.

    Посчитайте что быстрее и дешевле — тепляк и газовые пушки сдежурным на 3 суток или утепление и греющий провод в бетоне, тут дежурный не нужен — при хорошем утеплении и аварии до утра бетон в плюсе доживет, а там можно еще что нибудь придумать успеть, например 4 тепловентилятора по углам чтобы по кругу горячий воздух гоняли

    п. с. а как сделать тепляк 17х25? на дереве и плёнке разориться можно, я себе придумать не могу как ленту 4х5 накрыть тепляком и не разориться, но у меня еще перепад по высоте 1.5м — напрочь неудобно

  12. Регистрация: 12.09.13 Сообщения: 3 Благодарности: 1

    С прогревом через арматуру мысль хорошая, но требует промышленный генератор, соответственно отпадает. (электричество пока временное 1 фаза 5 кВт) С дежурными вопросов нет (строители живут в бытовке на площадке). Тепляк думаю натягивать по верхней части опалубки (выпуски вертикальных усилителей делают на 80 см выше уровня фундамента) Чтоб не рвало, придется прибивать пленку рейками. Думаю армированной на 3-5 дней должно хватить. Склоняюсь к тому чтобы купить дешевого утеплителя (типа китайского рулонного «Утеплит» 1,20м Х 14м и 50мм толщиной) и обшить наружные стены по опалубке на время прогрева. К сожалению, строительство поздней осенью изначально подразумевает дополнительные расходы. Пытаюсь просто их свести до разумного минимума. По моим расчетам вариант (армированная пленка + газовые пушки на прокат+утеплитель по наружным стенам фундамента) пока самый бюджетный. Буду рад если подскажут как еще сэкономить, но при этом получить фундамент надлежащего качества.

  13. Регистрация: 06.12.12 Сообщения: 1.767 Благодарности: 249

    С прогревом через арматуру мысль хорошая, но требует промышленный генератор, соответственно отпадает. (электричество пока временное 1 фаза 5 кВт) С дежурными вопросов нет (строители живут в бытовке на площадке). Тепляк думаю натягивать по верхней части опалубки (выпуски вертикальных усилителей делают на 80 см выше уровня фундамента) Чтоб не рвало, придется прибивать пленку рейками. Думаю армированной на 3-5 дней должно хватить. Склоняюсь к тому чтобы купить дешевого утеплителя (типа китайского рулонного «Утеплит» 1,20м Х 14м и 50мм толщиной) и обшить наружные стены по опалубке на время прогрева. К сожалению, строительство поздней осенью изначально подразумевает дополнительные расходы. Пытаюсь просто их свести до разумного минимума. По моим расчетам вариант (армированная пленка + газовые пушки на прокат+утеплитель по наружным стенам фундамента) пока самый бюджетный. Буду рад если подскажут как еще сэкономить, но при этом получить фундамент надлежащего качества.

    Газовые пушки это 10-15квт уходящие на обогрев воздуха? Верх бетона несколько суток надо увлажнять, а если на него дуют жаром пушки то или увлажнять постоянно или герметизировать пленкой. Увлажнять каждые 20-30 минут ваши строители точно не стану. Пленка же будет мешать обогреву. Вы все таки просчитайте все подробно, чтобы не пришлось на ходу изобретать методы спасения бетона. Кстати газовые пушки на улмце уже при +10 плохо работают, балон замерзает, ставить балон в тепляк… так они и взрываются иногда. Греть через арматуру я не предлагал, есть дешевый провод ПНСВ, можно рассчитать длину и мощность нужную от 220в, можно кинуть его двумя петлями одинаковыми — если тепло то соединять последовательно- меньше мощность, если авария и один отгорел то включать второй… провод 1р/м, 0.15ом/м, допускает передачу мощности 35вт/м. С запасом в 2 раза примем 15вт/м и например для прогрева 3квт, значит ток 3000вт/220в=13,6А значит сопротивление 220в/13.6А=16ом значит длина =16ом/0.15ом/м=107м

    Последнее редактирование: 05.11.13

  14. Регистрация: 12.09.13 Сообщения: 3 Благодарности: 1

    Выглядит интересно, но у меня фундамент 130 погонных метров при высоте стенки 2,20. + бытовка обогревается конвектором 2 кВт. Получается 5ки никак не хватит на всё. Или я неправильно считаю? Спасибо за подсказку с газом. Наверное есть смысл смотреть солярочные. Пушки планирую ставить в пустоты внутри фундамента и конечно избежать прямого попадания горячего потока на стену. Расстояние от сопла до стены будет метров 10, при условии соблюдения внутренней температуры в районе 20 градусов пересохнуть не должен. Вода для увлажнения есть. Еще раз спасибо раз рекомендации. К сожалению, такого опыта как я понял очень мало и он бесценен…

  15. Регистрация: 06.12.12 Сообщения: 1.767 Благодарности: 249

    Ага 5квт мало

    Выглядит интересно, но у меня фундамент 130 погонных метров при высоте стенки 2,20. + бытовка обогревается конвектором 2 кВт. Получается 5ки никак не хватит на всё. Или я неправильно считаю? Спасибо за подсказку с газом. Наверное есть смысл смотреть солярочные. Пушки планирую ставить в пустоты внутри фундамента и конечно избежать прямого попадания горячего потока на стену. Расстояние от сопла до стены будет метров 10, при условии соблюдения внутренней температуры в районе 20 градусов пересохнуть не должен. Вода для увлажнения есть. Еще раз спасибо раз рекомендации. К сожалению, такого опыта как я понял очень мало и он бесценен…

    а сколько из этих 2.2м торчит над землей? то что в земле прогреть пушками все равно не получится. Жду ответ тогда думать дальше

В отличие зимнего бетонирования с подогревом осенью можно заливать фундамент, даже при ночных заморозках. Земля еще не промерзла, внутри бетона температура гарантированно плюсовая днем, на ночь достаточно укрывных материалов.

Содержание

При каких температурах заканчивается формирование цементного камня?

Чтобы полностью разобраться, при какой температуре осенью без снижения характеристик несущей конструкции можно фундамент заливать, необходимо учесть процессы, протекающие внутри бетона во время гидратации. Вода присутствует внутри образующегося конструкционного материала в химически, механически связанном состоянии.

При понижении наружной температуры жидкость в капиллярах, кристаллической решетке замерзает не сразу:

  • при -1 градусе формируется до 20% льда
  • при -4 градусах его количество повышается до 60%

Бетон обладает некоторым теплосопротивлением, поэтому внутри ж/б массива жидкая фаза воды способна сохраняться даже при -30 градусах. Худшим вариантом для осеннего бетонирования является замерзание конструкции в течение 30 минут после укладки смеси. В таком фундаменте будет 90 – 97% льда, ни о каких проектных характеристиках речи быть не может.

Если же бетон набрал какое то количество прочности, ситуация меняется:

  • ¾ марочной прочности – 14 – 22% льда при температуре -3 – -5 градусов, соответственно
  • половина проектной прочности – 20 – 27% льда при аналогичных температурах
  • 1/3 прочности – 30 – 48% льда

Внимание: Если количество льда в бетоне не превышает 20%, материал продолжает набирать прочность при отрицательных температурах в пределах -5 градусов.

Как только температура опускается ниже этого значения, жидкая фаза воды вместо поддержания процесса гидратации становится причиной раскрытия микротрещин. Основными факторами льдистости бетона являются водоцементное отношение, степень гидратации, время твердения. Влияние на эти характеристики позволяет получить железобетонную конструкцию с заданными характеристиками при осенней заливке фундамента.

Цементный камень имеет мелкопористую структуру, поэтому содержащаяся в капиллярах жидкость стремится наружу, в зону более низких температур. Таким образом, периметр фундамента становится более насыщен водой, чем ядро массивной конструкции. При замерзании объем воды увеличивается на 9%, в поверхностных слоях образуются крупные каверны.

После оттаивания каверны повышают влагопроницаемость конструкционного материала. Поэтому наиболее опасным температурным барьером для бетонирования фундаментов в межсезонье является -3 – — 5 градусов.

Внимание: Если смесь уложена в опалубку, выдержана в ней при температуре в пределах – 2 градуса, она гарантированно наберет 60% прочности без дополнительных усилий со стороны застройщика. Не потребуется утепление, использование антиморозных добавок.

Однако уже при -5 градусах фундамент не сможет набрать больше 18%, что недостаточно для продолжения процессов формирования цементного камня весной после оттаивания. В отсутствие обогрева, химических реагентов при -10 градусах бетон вообще не способен набрать прочность.

Технология осеннего бетонирования

Укладка смеси внутрь опалубки при положительной температуре осенью ничем не отличается от стандартной технологии. Тепло выделяется в процессе химических реакций, поэтому достаточно сохранить его внутри конструкции вместе с необходимой для формирования цементного камня водой.

В 30 градусную жару конструкция набирает необходимые 70% прочности на 3 – 4 сутки. Осенью процесс затягивается на несколько недель, однако если обеспечить нормальное отвердевание без замораживания фундамента в первые трое суток, бетон продолжит набор прочности весной при потеплении.

Трудозатраты, смета строительства во многом зависят от того, какой тип фундамента заложен в проект, геологических условий, региона эксплуатации.

Внимание: Осенью можно заливать любой фундамент. Однако меньше усилий, средств понадобится при защите от замерзания свай, больше – для плавающей плиты, МЗЛФ.

Водоцементное соотношение В/Ц

Для химической реакции формирования цементного камня (гидратация) достаточно 1/3 части воды от массы цемента. Однако такой раствор имеет нулевую подвижность, пластичность, укладываемость, воздух не может выйти из смеси даже при уплотнении вибратором. Поэтому в бетонах используется заведомо избыточное количество воды, необходимое для приготовления пластичной смеси.

При положительной температуре осенью бетон можно замесить на объекте, значительно снизив бюджет строительства. Индивидуальному застройщику следует учесть:

  • чем выше водоцементное соотношение (максимальное 0,8), тем быстрее конструкция наберет прочность
  • снижать В/Ц можно только увеличением марки цемента, что обходится дороже
  • фундамент заливать осенью можно лишь при точном соблюдении технологии (от замеса до распалубки)
  • уплотнение глубинным вибратором является обязательным условием, поскольку раствор обладает минимальной пластичностью даже при добавлении Суперпластификатора

Простейшим способом вычислить необходимую пропорцию воды для максимально возможного В/Ц, является технология пробного замешивания:

  • 3 лопаты цемента смешиваются с лопатой песка (по объему)
  • поле добавления небольшого количества воды (обязательно из ведра, а не из шланга, чтобы контролировать количество) компоненты перемешиваются
  • затем добавляется 5 лопат щебня

Далее бетон перемешивается с добавлением воды для получения густого раствора. Из смеси формируется комок (шар), укладывается на жесткую поверхность. Минимальный объем воды, достаточный для нормального смешивания компонентов необходимо запомнить для того, чтобы приготовить необходимый объем в бетономешалке.

Смесь не должна пачкать руки цементом, шарик не должен расползаться при высыхании 5 – 15 минут. Расслоение бетона в комке указывает на недостаток воды, оплывание формы – на переизбыток.

Внимание: При максимальном водоцементом соотношении, использовании портландного цемента М400 – М500 можно сократить время набора прочности до 75%. После чего, ж/б конструкция не боится замерзания. Весной фундамент оттаивает, продолжает набирать марочную прочность.

Какие добавки использовать?

Применение противоморозных добавок (ПМД) экономически выгодно лишь при отрицательной температуре осенью в диапазоне -2 – -5 градусов. В более сильные холода отдельно от обогрева опалубки, бетона эта технология не спасет, при плюсовых температурах вполне можно обойтись без химических реагентов. Наиболее востребованы ПМД следующих видов:

  • натрия формиат – ускоряет процесс твердения цементного камня, рекомендуемый расход 2 – 6% от общей массы раствора, часто применяется в комплексе с нафталина лигносульфанолом
  • натрия нитрит – применяется в сильные морозы, ядовит, расход 0,1 – 0,4 л/кг цемента, снижает температуру кристаллизации воды
  • поташ – концентрация в пределах 30% по массе, является замедлителем схватывания, без сульфитно-дрожжевой бражки, натрия тетрабората снижает прочность смеси

Внимание: Производители выпускают специальные ПМД различных брендов с комплексными модифицирующими добавками. Следуя инструкции на упаковке, можно фундамент заливать осенью в указанном диапазоне дневных, ночных температур.

Добавки ПМД размешиваются в воде при изготовлении смеси. По окончании замеса запрещается повышать пластичность бетона добавлением воды.

Подогрев компонентов смеси

При температуре ниже +5 градусов можно фундамент заливать подогретой смесью. Причем, разогревают перед замешиванием исключительно воду, наполнители. Цемент при повышении температуры теряет прочность. При этом нужно учесть:

  • песок, щебень можно нагреть паром, водой, прокаливанием на металлических листах до 35 градусов при периодическом перемешивании
  • воду можно нагревать осенью до 40 градусов

В последнем случае вода предварительно смешивается с наполнителями, затем в смесь добавляется вяжущее. Если залить цемент горячей водой сразу, он «запарится», потеряет свойства.

Внимание: При использовании горячей воды время перемешивания следует увеличить в полтора раза. Уплотнение вибратором производится чуть дольше, чтобы гарантированно удалить воздух.

Укрывной материал

В отличие от утеплителей, укрывные материалы предотвращают испарение влаги из ж/б конструкции по умолчанию. При незначительном снижении температуры ночью осенью можно фундамент укрыть брезентом, полиэтиленовой пленкой. Если прогноз обещает похолодание, утеплитель закладывается под пленку.

Основной задачей в межсезонье является снижение бюджета строительства при сохранении тепла, выделяющегося в бетоне. Поэтому чаще применяются имеющиеся материалы либо обладающие бюджетной ценой. Например, можно насыпать на фундамент опилки, укрыть его пленкой либо сохранить тепло минватой, пенополистиролом под брезентовым пологом.

Зимняя консервация фундамента

Бесплатным утеплителем традиционно является снежный покров. Однако на необжитых участках обычно отсутствует растительность, снег выдувается с открытых участков. В этом случае можно оградить фундамент щитами, имеющимся стройматериалом, обеспечив снегозадержание практически без затрат бюджета.

Основными проблемами вновь изготовленных подземных ж/б конструкций традиционно являются:

  • вспучивание промерзающего грунта – ненагруженный фундамент может перекоситься, подняться на поверхность
  • вода внутри ленточного фундамента – цокольная часть без перекрытия является бассейном, набравшаяся вода замерзает, оказывая давление на ленту изнутри, бетон впитывает влагу
  • намокание бетона – в отсутствие гидроизоляции вода внутри бетона расширится, образовав многочисленные микротрещины

Поэтому оптимальным вариантом консервации в зиму является укрывание ж/б конструкций пленками. В домах сезонного, периодического проживания подо всем периметром фундамента должен быть уложен пенополистирол. Утеплитель способен задержать геотермальное тепло недр, предотвратить морозное вспучивание, не дав глинистой почве замерзнуть.

Внимание: В коттеджах круглогодичного проживания внутренняя часть ленточного фундамента не имеет. Поэтому необходимо засыпка опилок, укладка теплоизоляционных материалов, которые так же необходимо укрыть пленкой, брезентом.

Таким образом, бетонировать фундамент осенью можно с достаточно небольшими затратами. В зависимости от дневной температуры можно использовать специальные добавки. На ночь конструкцию необходимо укрывать пленками, опилками, утеплителем. Если прогноз обещает резкое похолодание, придется обогревать фундамент в первые трое суток. После чего, необходимо обеспечить консервацию до будущего сезона, согласно приведенным рекомендациям.

Долгое время считалось, что заливать фундамент нужно только когда потеплеет — весной, летом или осенью. Однако современные материалы и приспособления в строительстве кардинально изменили такой подход. Теперь заливка фундамента осенью стала таким же привычным занятием, как и летом. Просто немного изменились подходы к этому делу.

Нужно сказать, что если заливку бетона можно отложить до лета, то лучше так и сделать. Ведь в осенний период тратится больше ресурсов на дополнительную технику, наполнители и материалы, которые не дадут бетону промёрзнуть, создавая условия для его полноценного застывания.

Как происходит гидратация бетона

Людей часто интересует, когда можно заливать фундамент осенью, и стоит ли вообще это делать в столь непредсказуемое время года. Сейчас рассмотрим, как происходит застывание бетона, чтобы лучше понимать все процессы и соответственно планировать стройку:

  • при начальном этапе на поверхности смеси появляется корка, она представляет собой гидросиликат натрия;
  • после этого застывают более твёрдые частицы поверхности фундамента;
  • следующим этапом застывания является стягивание оболочки вследствие испарения жидкости;
  • этот процесс начинает идти к центру, пока смесь не приобретет заявленную прочность.

Исходя из этой схемы и отвечая на вопрос, можно ли заливать фундамент в октябре, бывалые строители уверенно говорят: «Можно!» И опишем почему, сравнив этот процесс в летнее и осенне-зимнее время.

Сравнение бетона, залитого в жару и осенью

Логично, что при летней жаре фундамент высохнет во много раз быстрее. Но станет ли его структура плотной, как необходимо? Ведь от этого зависит весь дом — сколько он простоит, будут ли появляться трещины в его стенах. Быстрое застывание происходит вследствие того, что стремительно испаряется вода. Однако это не очень хорошо, потому что вместо неё образуются пустоты, которые и делают бетон хрупким.

Осенью же заливка фундамента — в октябре, к примеру, — может затрудняться тем, что начинаются заморозки. Вследствие чего вода кристаллизуется, а пустоты образуются из-за того, что в смеси формируется лёд, который ещё и расширяется, создавая микротрещины. Вот поэтому заливка фундамента в холодное время года осуществляется по особым технологиям.

Свойства бетона, которые на руку строителям

Когда смесь застывает, в ней происходит химическая реакция, которая вызывает нагрев. Благодаря этому бетон лучше высыхает, но из-за того, что окружающая температура низкая, в нём не образуется пустот, и он не пересыхает. Поэтому ответ на вопрос, можно ли заливать фундамент осенью, однозначный: да. Самое главное в этом деле — всё тщательно просчитать. Помимо этого заливка бетона должна быть обязательно включена в план строительства, это позволит заранее подготовить все необходимые материалы, аппараты и приспособления.

В холод лучше не заливать столбы, если только они не будут достаточно утеплены. Ведь в таких условиях внутреннего тепла хватит на очень малый промежуток времени, за который он полностью не успеет застыть. Лучше ограничиться только низким фундаментом, в таком случае химическая реакция способна продолжаться и подсушивать раствор намного дольше.

Факторы застывания бетона

Зачастую, дабы успеть построить дом за весну и лето, хозяева всегда интересуются, можно ли заливать фундамент в октябре, чтобы весной, как потеплеет, сразу начать строить дом. Ведь когда основа будет готова, стройка пройдёт намного быстрее. А это особенно важно, когда здание планируется больших размеров, и есть риск не успеть его отстроить до следующих холодов.

На качество бетона влияют следующие факторы:

  • объёмы и габариты конструкции;
  • пропорции элементов заливки;
  • качество цемента и его помол;
  • климат;
  • возможности нагрева и утепления бетона.

Чтобы цемент быстрее вступал в реакцию, его нужно размолоть как можно мельче, тогда заливка фундамента в октябре будет намного качественнее, потому что в нем не образуются пустоты. Нагревать стоит только заполнители и воду. Ни в коем случае нельзя это делать с цементом, потому что он утратит свойства, которые необходимы для качественного фундамента. А ведь это очень нежелательно.

При добавлении тёплой воды в цемент её температура не должна превышать +30 °С. Если же она добавляется сначала в заполнитель, то можно и горячее. Если раствор хорошо замешан, то он дольше выдерживает температуру. Помимо этого, он более плотно заполняет форму, проникая во все углы и щели.

Трудности, связанные с осенней погодой

В первую очередь вопрос о том, можно ли заливать фундамент в октябре, возникает из-за того, что земля промёрзшая, и вручную её нереально копать. Конечно, это так, но можно использовать технику, которая сможет вырыть котлован любой длины и глубины. Просто вызов экскаватора потребует финансовых вложений.

Решение проблемы замерзания бетона

Следующая неразрешимая задача строителей прошлых лет состояла в том, что при морозе бетон теряет свои качества, становясь хрупким. Это происходит потому, что его компоненты в таких условиях не смешиваются из-за кристаллизации воды вследствие воздействия на неё заморозков. Поэтому заливка фундамента осенью, а тем более зимой, была чем-то нереальным.

Сейчас всё решается с помощью химических добавок, которые не дают воде замёрзнуть. Помимо этого, продаётся специальный бетон, в который уже включены вещества, способствующие его нормальному застыванию при минусовых температурах. Его свойства ничем не отличаются от летнего аналога.

Однако существует мнение, что использовать химические добавки в бетоне жилого дома нежелательно, ведь многие из них ядовиты. Поэтому, строя здание, нужно учитывать и этот нюанс.

Еще, чтобы залить фундамент, в октябре или феврале — неважно, в раствор добавляют соль. Её содержание не должно превышать 2%, она не позволяет воде застыть. Соответственно, все ингредиенты полноценно перемешиваются и застывают. Без подогрева таким методом можно пользоваться до -5 °С, а если температура опускается ещё ниже, то стоит применять подогрев, о котором пойдёт речь дальше.

Ещё можно сделать раствор не подверженным замерзанию при помощи кислотных присадок. Их добавляют, после чего в смеси происходит химическая реакция, которая повышает температуру. Под таким воздействием бетон высыхает. Ну и, конечно, при сильных морозах фундамент стоит дополнительно укрыть, чтобы выделяемое тепло сразу же не улетучивалось.

Разогрев бетона

На практике, отвечая на вопрос, можно ли заливать фундамент в октябре, многие строители предпочитают не добавлять в раствор химию, а просто разогреть его. Для этого могут использоваться специальные машины, которые оборудованы подогревом. Однако при заливке стоит всё делать очень быстро, чтобы цемент не успел замёрзнуть. Но даже если это случилось, не стоит лить в него кипяток. Это приведёт к тому, что внутри структуры образуются пустоты, которые сделают его качество намного хуже.

Утепление фундамента

Когда ведется строительство фундамента осенью, для защиты от низких температур можно применить другой метод. В бетон ничего не добавляют, его консистенция остаётся, как и в летний период, вот только фундамент утепляют. Это можно делать разными материалами. В основном используют:

  • толь;
  • полиэтилен;
  • брезент.

В общем, можно пользоваться любым подручным материалом. При сильных морозах фундамент даже засыпают опилками, которые прекрасно защищают от минусовых температур. Главное, чтобы верхний слой был водонепроницаемый и мог защитить от осадков. Помимо этого, нужно сделать скат, чтобы вода не оставалась на материале, а уходила вбок от фундамента. Вообще, стоит всё сделать в виде тента, так будет удобнее.

Часто возникает вопрос о том, можно ли заливать фундамент осенью, ещё и потому, что вокруг много сырости, помимо заморозков. Это также решается очень легко: под тент, созданный из полиэтилена, толя или брезента направляют тепловую пушку. Она гонит тёплый воздух внутрь, нагревая раствор и способствуя испарению влаги. Таким образом можно запросто высушивать фундамент даже в январские морозы.

Ещё довольно часто на места, залитые бетоном, ставят теплицы из полиэтилена, внутрь которых ставят калорифер или тепловую пушку.

Электрическая просушка фундамента

Существует ещё один отличный способ просушить фундамент. При его заливке в раствор укладывается проволока. Она может быть медной, стальной или алюминиевой. С одной стороны все концы разделяют на два пучка, они будут подключены к сварочному аппарату. С другого бока подсоединяют лампочки, по два конца к каждой. Лампы должны быть по 36 В, самое основное — нужно всё правильно соединить. Если где-то ошибка, то не заработает ничего. Далее провода подсоединяются к лампам попарно и соединяются с аппаратом. Первые должны загореться, сперва тусклым светом, но когда бетон начнёт подсыхать, они будут гореть всё ярче. Таким образом можно отлично наблюдать за ходом всей операции и знать, когда фундамент будет готов. Этот способ также подходит, чтобы нагревать фундамент в октябре или в другой холодный месяц.

Многие строители вообще предпочитают осеннюю заливку бетона, потому что он не пересушивается, как это бывает в летний зной. Способ заливки, а точнее, метод удержания тепла в смеси, нужно выбирать, исходя из погодных условий, доступной техники и материалов.

В отличие зимнего бетонирования с подогревом осенью можно заливать фундамент, даже при ночных заморозках. Земля еще не промерзла, внутри бетона температура гарантированно плюсовая днем, на ночь достаточно укрывных материалов.

При каких температурах заканчивается формирование цементного камня?

Чтобы полностью разобраться, при какой температуре осенью без снижения характеристик несущей конструкции можно фундамент заливать, необходимо учесть процессы, протекающие внутри бетона во время гидратации. Вода присутствует внутри образующегося конструкционного материала в химически, механически связанном состоянии.

При понижении наружной температуры жидкость в капиллярах, кристаллической решетке замерзает не сразу:

  • при -1 градусе формируется до 20% льда
  • при -4 градусах его количество повышается до 60%

Бетон обладает некоторым теплосопротивлением, поэтому внутри ж/б массива жидкая фаза воды способна сохраняться даже при -30 градусах. Худшим вариантом для осеннего бетонирования является замерзание конструкции в течение 30 минут после укладки смеси. В таком фундаменте будет 90 – 97% льда, ни о каких проектных характеристиках речи быть не может.

Если же бетон набрал какое то количество прочности, ситуация меняется:

  • ¾ марочной прочности – 14 – 22% льда при температуре -3 – -5 градусов, соответственно
  • половина проектной прочности – 20 – 27% льда при аналогичных температурах
  • 1/3 прочности – 30 – 48% льда

Внимание: Если количество льда в бетоне не превышает 20%, материал продолжает набирать прочность при отрицательных температурах в пределах -5 градусов.

Как только температура опускается ниже этого значения, жидкая фаза воды вместо поддержания процесса гидратации становится причиной раскрытия микротрещин. Основными факторами льдистости бетона являются водоцементное отношение, степень гидратации, время твердения. Влияние на эти характеристики позволяет получить железобетонную конструкцию с заданными характеристиками при осенней заливке фундамента.

Цементный камень имеет мелкопористую структуру, поэтому содержащаяся в капиллярах жидкость стремится наружу, в зону более низких температур. Таким образом, периметр фундамента становится более насыщен водой, чем ядро массивной конструкции. При замерзании объем воды увеличивается на 9%, в поверхностных слоях образуются крупные каверны.

После оттаивания каверны повышают влагопроницаемость конструкционного материала. Поэтому наиболее опасным температурным барьером для бетонирования фундаментов в межсезонье является -3 – — 5 градусов.

Внимание: Если смесь уложена в опалубку, выдержана в ней при температуре в пределах – 2 градуса, она гарантированно наберет 60% прочности без дополнительных усилий со стороны застройщика. Не потребуется утепление, использование антиморозных добавок.

Однако уже при -5 градусах фундамент не сможет набрать больше 18%, что недостаточно для продолжения процессов формирования цементного камня весной после оттаивания. В отсутствие обогрева, химических реагентов при -10 градусах бетон вообще не способен набрать прочность.

Технология осеннего бетонирования

Укладка смеси внутрь опалубки при положительной температуре осенью ничем не отличается от стандартной технологии. Тепло выделяется в процессе химических реакций, поэтому достаточно сохранить его внутри конструкции вместе с необходимой для формирования цементного камня водой.

В 30 градусную жару конструкция набирает необходимые 70% прочности на 3 – 4 сутки. Осенью процесс затягивается на несколько недель, однако если обеспечить нормальное отвердевание без замораживания фундамента в первые трое суток, бетон продолжит набор прочности весной при потеплении.

Трудозатраты, смета строительства во многом зависят от того, какой тип фундамента заложен в проект, геологических условий, региона эксплуатации.

Внимание: Осенью можно заливать любой фундамент. Однако меньше усилий, средств понадобится при защите от замерзания свай, больше – для плавающей плиты, МЗЛФ.

Водоцементное соотношение В/Ц

Для химической реакции формирования цементного камня (гидратация) достаточно 1/3 части воды от массы цемента. Однако такой раствор имеет нулевую подвижность, пластичность, укладываемость, воздух не может выйти из смеси даже при уплотнении вибратором. Поэтому в бетонах используется заведомо избыточное количество воды, необходимое для приготовления пластичной смеси.

При положительной температуре осенью бетон можно замесить на объекте, значительно снизив бюджет строительства. Индивидуальному застройщику следует учесть:

  • чем выше водоцементное соотношение (максимальное 0,8), тем быстрее конструкция наберет прочность
  • снижать В/Ц можно только увеличением марки цемента, что обходится дороже
  • фундамент заливать осенью можно лишь при точном соблюдении технологии (от замеса до распалубки)
  • уплотнение глубинным вибратором является обязательным условием, поскольку раствор обладает минимальной пластичностью даже при добавлении Суперпластификатора

Простейшим способом вычислить необходимую пропорцию воды для максимально возможного В/Ц, является технология пробного замешивания:

  • 3 лопаты цемента смешиваются с лопатой песка (по объему)
  • поле добавления небольшого количества воды (обязательно из ведра, а не из шланга, чтобы контролировать количество) компоненты перемешиваются
  • затем добавляется 5 лопат щебня

Далее бетон перемешивается с добавлением воды для получения густого раствора. Из смеси формируется комок (шар), укладывается на жесткую поверхность. Минимальный объем воды, достаточный для нормального смешивания компонентов необходимо запомнить для того, чтобы приготовить необходимый объем в бетономешалке.

Смесь не должна пачкать руки цементом, шарик не должен расползаться при высыхании 5 – 15 минут. Расслоение бетона в комке указывает на недостаток воды, оплывание формы – на переизбыток.

Внимание: При максимальном водоцементом соотношении, использовании портландного цемента М400 – М500 можно сократить время набора прочности до 75%. После чего, ж/б конструкция не боится замерзания. Весной фундамент оттаивает, продолжает набирать марочную прочность.

Какие добавки использовать?

Применение противоморозных добавок (ПМД) экономически выгодно лишь при отрицательной температуре осенью в диапазоне -2 – -5 градусов. В более сильные холода отдельно от обогрева опалубки, бетона эта технология не спасет, при плюсовых температурах вполне можно обойтись без химических реагентов. Наиболее востребованы ПМД следующих видов:

  • натрия формиат – ускоряет процесс твердения цементного камня, рекомендуемый расход 2 – 6% от общей массы раствора, часто применяется в комплексе с нафталина лигносульфанолом
  • натрия нитрит – применяется в сильные морозы, ядовит, расход 0,1 – 0,4 л/кг цемента, снижает температуру кристаллизации воды
  • поташ – концентрация в пределах 30% по массе, является замедлителем схватывания, без сульфитно-дрожжевой бражки, натрия тетрабората снижает прочность смеси

Внимание: Производители выпускают специальные ПМД различных брендов с комплексными модифицирующими добавками. Следуя инструкции на упаковке, можно фундамент заливать осенью в указанном диапазоне дневных, ночных температур.

Добавки ПМД размешиваются в воде при изготовлении смеси. По окончании замеса запрещается повышать пластичность бетона добавлением воды.

Подогрев компонентов смеси

При температуре ниже +5 градусов можно фундамент заливать подогретой смесью. Причем, разогревают перед замешиванием исключительно воду, наполнители. Цемент при повышении температуры теряет прочность. При этом нужно учесть:

  • песок, щебень можно нагреть паром, водой, прокаливанием на металлических листах до 35 градусов при периодическом перемешивании
  • воду можно нагревать осенью до 40 градусов

В последнем случае вода предварительно смешивается с наполнителями, затем в смесь добавляется вяжущее. Если залить цемент горячей водой сразу, он «запарится», потеряет свойства.

Внимание: При использовании горячей воды время перемешивания следует увеличить в полтора раза. Уплотнение вибратором производится чуть дольше, чтобы гарантированно удалить воздух.

Укрывной материал

В отличие от утеплителей, укрывные материалы предотвращают испарение влаги из ж/б конструкции по умолчанию. При незначительном снижении температуры ночью осенью можно фундамент укрыть брезентом, полиэтиленовой пленкой. Если прогноз обещает похолодание, утеплитель закладывается под пленку.

Основной задачей в межсезонье является снижение бюджета строительства при сохранении тепла, выделяющегося в бетоне. Поэтому чаще применяются имеющиеся материалы либо обладающие бюджетной ценой. Например, можно насыпать на фундамент опилки, укрыть его пленкой либо сохранить тепло минватой, пенополистиролом под брезентовым пологом.

Зимняя консервация фундамента

Бесплатным утеплителем традиционно является снежный покров. Однако на необжитых участках обычно отсутствует растительность, снег выдувается с открытых участков. В этом случае можно оградить фундамент щитами, имеющимся стройматериалом, обеспечив снегозадержание практически без затрат бюджета.

Основными проблемами вновь изготовленных подземных ж/б конструкций традиционно являются:

  • вспучивание промерзающего грунта – ненагруженный фундамент может перекоситься, подняться на поверхность
  • вода внутри ленточного фундамента – цокольная часть без перекрытия является бассейном, набравшаяся вода замерзает, оказывая давление на ленту изнутри, бетон впитывает влагу
  • намокание бетона – в отсутствие гидроизоляции вода внутри бетона расширится, образовав многочисленные микротрещины

Поэтому оптимальным вариантом консервации в зиму является укрывание ж/б конструкций пленками. В домах сезонного, периодического проживания подо всем периметром фундамента должен быть уложен пенополистирол. Утеплитель способен задержать геотермальное тепло недр, предотвратить морозное вспучивание, не дав глинистой почве замерзнуть.

Внимание: В коттеджах круглогодичного проживания внутренняя часть ленточного фундамента не имеет. Поэтому необходимо засыпка опилок, укладка теплоизоляционных материалов, которые так же необходимо укрыть пленкой, брезентом.

Таким образом, бетонировать фундамент осенью можно с достаточно небольшими затратами. В зависимости от дневной температуры можно использовать специальные добавки. На ночь конструкцию необходимо укрывать пленками, опилками, утеплителем. Если прогноз обещает резкое похолодание, придется обогревать фундамент в первые трое суток. После чего, необходимо обеспечить консервацию до будущего сезона, согласно приведенным рекомендациям.

  1. Регистрация: 04.11.12 Сообщения: 7 Благодарности: 1

    Заливка фундамента в холодное время

    Так получается, что придется заливать монолитный армированный пояс сейчас осенью, среднесуточная температура скорей всего будет 5 градусов.
    Даст ли какой-то эффект прослойка из 2см пенопласта по бокам и сверху опалубки чтобы сохранить тепло выделяемое бетоном, снизить риск замерзания бетона и сократить срок набора им прочности?
    Сколько при такой температуре надо дать минимально выстоятся армопоясу, чтобы сверху можно было начинать кладку газобетона?
  2. Регистрация: 12.03.11 Сообщения: 3.442 Благодарности: 3.335
    При температуре 5 град бетон заливать можно.
    Набор прочности зависит не только от температуры, но и от марки бетона, но время набора увеличивается приблизительно в 2 раза.
    Греть надо сам бетон, пенопласт только сохранит (какое то время) стабильную температуру внутри, но не согреет бетон.
  3. Регистрация: 12.03.11 Сообщения: 3.442 Благодарности: 3.335
    P. S. Тут аналогичная темка, посмотрите

    Последнее редактирование модератором: 05.11.13

  4. Регистрация: 12.03.11 Сообщения: 3.442 Благодарности: 3.335
    P. P. S. При большом объеме заливаемого бетона имеется явление саморазогрева бетона (за счет протекания хим. реакции), в таком варианте утепление любыми доступными способами очень необходимо.

    Последнее редактирование модератором: 05.11.13

  5. Регистрация: 04.11.12 Сообщения: 7 Благодарности: 1
    Да, в той теме рекомендуют лить миксером.
    У меня так не получается, т. к. на высоте 1,8м. Будут вручную мешать.
    Сечение заливки 0,4*0,25м. Вот переживаю за погоду. Сколько она еще плюсовая постоит и что делать если похолодает. Обычно в октябре до середины плюсовая средне-дневная, но последнее время столько отклонений от нормы.

    При какой прочности бетона можно начинать класть сверху газобетон?

  6. Регистрация: 06.12.12 Сообщения: 1.760 Благодарности: 251
    Да, в той теме рекомендуют лить миксером.
    У меня так не получается, т. к. на высоте 1,8м. Будут вручную мешать.
    Сечение заливки 0,4*0,25м. Вот переживаю за погоду. Сколько она еще плюсовая постоит и что делать если похолодает. Обычно в октябре до середины плюсовая средне-дневная, но последнее время столько отклонений от нормы.

    При какой прочности бетона можно начинать класть сверху газобетон?

    Как все прошло? Советовать по зимней заливке видимо уже поздно, но таки 2см пенопласта в перспективе на 1-2 недели можно считать что их нет. Кратко суть такая: при 20 градусов интенсивная гидратация идет 3 суток и бетон набирает 60% прочности, при +5 этот процесс растягивается на 7-9 дней, при 0 на 14 и больше. Разумеется тепло от гидратации размазывается на 9 дней вместо 3. Так что уличный холод однозначно пересилит тепло бетона. 2см пенопласта при 0 градусов спасут на несколько часов.
    если еще актуально могу дать расчеты, нужен периметр армопояса, теплоемкость и теплопроводность ваших блоков
  7. Регистрация: 04.11.12 Сообщения: 7 Благодарности: 1
    Спасибо за участие. Перенес заливку на весну. Все равно не было смысла начинать кладку под зиму.
    Весной залью миксером и калошей с автокраном. Бетономешалкой при такой погоде армопояс лить — совсем не правильно.
  8. Регистрация: 09.05.12 Сообщения: 191 Благодарности: 75
    Еще вариант совместить утепление и опалубку: использовать пенополистирольную опалубку
  9. Регистрация: 06.12.12 Сообщения: 1.760 Благодарности: 251
  10. Регистрация: 12.09.13 Сообщения: 3 Благодарности: 1
    Дорый день! Волею судеб занимаюсь сейчас заливкой фундамента. Пока температуры плюсовые, но постоянно идет дождь, который существенно осложняет и затягивает работу. Планировали уложиться до наступления холодов, но уверенность в этом с каждым днем убывает. Подошва залита, сейчас производится вязка арматуры стен и подготовка опалубки. Задаюсь вопросом организации тепляка над конструкцией. Фундамент лента (40см х 220см), но котлован вырыт полностью для удобства произведения работ (примерно 17м Х 25м). Собственно вопрос — если организовать тепляк над фундаментом по верхнему периметру будущей опалубки из армированной пленки и внутрь поместить газовые пушки для поддержания температуры будет ли этого достаточно? Смущает то, что наружная часть стен фундамента будет открытой и прогреваться все будет только изнутри. Заливка будет осуществляться бетононасосом. Бетон 350 заводской (ПМД будут добавлены в соответствии с температурой окружающей среды на дату заливки). Общался с технологом из лаборатории при заводе ЖБИ, говорит греть необходимо хотя бы до тех пор, пока бетон не наберет 30-40% от марки. (т.е 3-5 дней)
    Буду благодарен за конструктивные ответы. Может есть у кого свой реальный опыт в подобных ситуациях?

    P. S. регион — московская область.

    Последнее редактирование модератором: 05.11.13

  11. Регистрация: 06.12.12 Сообщения: 1.760 Благодарности: 251
    Дорый день! Волею судеб занимаюсь сейчас заливкой фундамента. Пока температуры плюсовые, но постоянно идет дождь, который существенно осложняет и затягивает работу. Планировали уложиться до наступления холодов, но уверенность в этом с каждым днем убывает. Подошва залита, сейчас производится вязка арматуры стен и подготовка опалубки. Задаюсь вопросом организации тепляка над конструкцией. Фундамент лента (40см х 220см), но котлован вырыт полностью для удобства произведения работ (примерно 17м Х 25м). Собственно вопрос — если организовать тепляк над фундаментом по верхнему периметру будущей опалубки из армированной пленки и внутрь поместить газовые пушки для поддержания температуры будет ли этого достаточно? Смущает то, что наружная часть стен фундамента будет открытой и прогреваться все будет только изнутри. Заливка будет осуществляться бетононасосом. Бетон 350 заводской (ПМД будут добавлены в соответствии с температурой окружающей среды на дату заливки). Общался с технологом из лаборатории при заводе ЖБИ, говорит греть необходимо хотя бы до тех пор, пока бетон не наберет 30-40% от марки. (т.е 3-5 дней)
    Буду благодарен за конструктивные ответы. Может есть у кого свой реальный опыт в подобных ситуациях?

    P. S. регион — московская область.

    Посчитайте что быстрее и дешевле — тепляк и газовые пушки сдежурным на 3 суток или утепление и греющий провод в бетоне, тут дежурный не нужен — при хорошем утеплении и аварии до утра бетон в плюсе доживет, а там можно еще что нибудь придумать успеть, например 4 тепловентилятора по углам чтобы по кругу горячий воздух гоняли
    п. с. а как сделать тепляк 17х25? на дереве и плёнке разориться можно, я себе придумать не могу как ленту 4х5 накрыть тепляком и не разориться, но у меня еще перепад по высоте 1.5м — напрочь неудобно
  12. Регистрация: 12.09.13 Сообщения: 3 Благодарности: 1
    С прогревом через арматуру мысль хорошая, но требует промышленный генератор, соответственно отпадает. (электричество пока временное 1 фаза 5 кВт) С дежурными вопросов нет (строители живут в бытовке на площадке). Тепляк думаю натягивать по верхней части опалубки (выпуски вертикальных усилителей делают на 80 см выше уровня фундамента) Чтоб не рвало, придется прибивать пленку рейками. Думаю армированной на 3-5 дней должно хватить. Склоняюсь к тому чтобы купить дешевого утеплителя (типа китайского рулонного «Утеплит» 1,20м Х 14м и 50мм толщиной) и обшить наружные стены по опалубке на время прогрева. К сожалению, строительство поздней осенью изначально подразумевает дополнительные расходы. Пытаюсь просто их свести до разумного минимума. По моим расчетам вариант (армированная пленка + газовые пушки на прокат+утеплитель по наружным стенам фундамента) пока самый бюджетный. Буду рад если подскажут как еще сэкономить, но при этом получить фундамент надлежащего качества.
  13. Регистрация: 06.12.12 Сообщения: 1.760 Благодарности: 251
    С прогревом через арматуру мысль хорошая, но требует промышленный генератор, соответственно отпадает. (электричество пока временное 1 фаза 5 кВт) С дежурными вопросов нет (строители живут в бытовке на площадке). Тепляк думаю натягивать по верхней части опалубки (выпуски вертикальных усилителей делают на 80 см выше уровня фундамента) Чтоб не рвало, придется прибивать пленку рейками. Думаю армированной на 3-5 дней должно хватить. Склоняюсь к тому чтобы купить дешевого утеплителя (типа китайского рулонного «Утеплит» 1,20м Х 14м и 50мм толщиной) и обшить наружные стены по опалубке на время прогрева. К сожалению, строительство поздней осенью изначально подразумевает дополнительные расходы. Пытаюсь просто их свести до разумного минимума. По моим расчетам вариант (армированная пленка + газовые пушки на прокат+утеплитель по наружным стенам фундамента) пока самый бюджетный. Буду рад если подскажут как еще сэкономить, но при этом получить фундамент надлежащего качества.
    Газовые пушки это 10-15квт уходящие на обогрев воздуха? Верх бетона несколько суток надо увлажнять, а если на него дуют жаром пушки то или увлажнять постоянно или герметизировать пленкой. Увлажнять каждые 20-30 минут ваши строители точно не стану. Пленка же будет мешать обогреву. Вы все таки просчитайте все подробно, чтобы не пришлось на ходу изобретать методы спасения бетона. Кстати газовые пушки на улмце уже при +10 плохо работают, балон замерзает, ставить балон в тепляк… так они и взрываются иногда. Греть через арматуру я не предлагал, есть дешевый провод ПНСВ, можно рассчитать длину и мощность нужную от 220в, можно кинуть его двумя петлями одинаковыми — если тепло то соединять последовательно- меньше мощность, если авария и один отгорел то включать второй… провод 1р/м, 0.15ом/м, допускает передачу мощности 35вт/м. С запасом в 2 раза примем 15вт/м и например для прогрева 3квт, значит ток 3000вт/220в=13,6А значит сопротивление 220в/13.6А=16ом значит длина =16ом/0.15ом/м=107м

    Последнее редактирование: 05.11.13

  14. Регистрация: 12.09.13 Сообщения: 3 Благодарности: 1
    Выглядит интересно, но у меня фундамент 130 погонных метров при высоте стенки 2,20. + бытовка обогревается конвектором 2 кВт. Получается 5ки никак не хватит на всё. Или я неправильно считаю? Спасибо за подсказку с газом. Наверное есть смысл смотреть солярочные. Пушки планирую ставить в пустоты внутри фундамента и конечно избежать прямого попадания горячего потока на стену. Расстояние от сопла до стены будет метров 10, при условии соблюдения внутренней температуры в районе 20 градусов пересохнуть не должен. Вода для увлажнения есть. Еще раз спасибо раз рекомендации. К сожалению, такого опыта как я понял очень мало и он бесценен…
  15. Регистрация: 06.12.12 Сообщения: 1.760 Благодарности: 251
    Ага 5квт мало
    Выглядит интересно, но у меня фундамент 130 погонных метров при высоте стенки 2,20. + бытовка обогревается конвектором 2 кВт. Получается 5ки никак не хватит на всё. Или я неправильно считаю? Спасибо за подсказку с газом. Наверное есть смысл смотреть солярочные. Пушки планирую ставить в пустоты внутри фундамента и конечно избежать прямого попадания горячего потока на стену. Расстояние от сопла до стены будет метров 10, при условии соблюдения внутренней температуры в районе 20 градусов пересохнуть не должен. Вода для увлажнения есть. Еще раз спасибо раз рекомендации. К сожалению, такого опыта как я понял очень мало и он бесценен…

    а сколько из этих 2.2м торчит над землей? то что в земле прогреть пушками все равно не получится. Жду ответ тогда думать дальше

Правильная постройка основания дома, находиться в приоритете у собственников дач. От качества выполненных работ зависит надежность здания. Правила сооружения основы предусматривают не только укладку, но и дальнейший уход за фундаментом после заливки – его периодическое увлаженные.
Как часто, сколько и зачем нужно поливать фундамент водой после заливки? Мало кто задумывается над этим вопросом. Технология отличается для различных типов цементных построек, которые далеко не всем знакомы.

Составные элементы стандартного бетона

Бетонное тесто актуально для строительства фундамента ленточного, монолитного или столбчатого типа.

Компоненты цементного раствора

Обычная масса из бетона состоит из следующего сырья:

  • цемент – обладает вяжущими свойствами, обеспечивающими соединение ингредиентов в единый раствор. Для приготовления качественной массы понадобится материал с маркировкой М500;
  • песок – один из заполнителей смеси. Применяют только сыпучее сырье с равномерными фракциями от 1,5 до 5 мм. Посторонние примеси просеивают через мелкое сито. Чтобы состав получился прочным, используют речной вид песка;
  • щебень – основной заполнитель. В условиях домашнего строительства приобретают щебневые или гравийные материалы с фракциями 8 – 35 мм. Для плотного прилегания частиц смешивают мелкое и крупное сырье.

Чтобы исключить попадание мусора в смесь, компоненты высыпают на чистом брезенте. Связующим элементом раствора является вода. Перед добавлением к остальным ингредиентам жидкость фильтруют.

Нужно ли добавлять пластификаторы?

Эксперты рекомендуют подбирать добавки для повышения удобоукладываемости смеси. Производители современных стройматериалов выпускают следующие продукты:

  • готовую гашеную известь, обеспечивающую прочность состава;
  • пластификаторы, придающие раствору текучесть или вязкость;
  • армирующие компоненты – нужны для усиления фундамента в условиях неустойчивости грунтов.

Перед покупкой важно изучить технические характеристики и технологию применения вспомогательных компонентов.

Технология расчета раствора

В домашних условиях целесообразно готовить бетонный состав вручную. Вам понадобиться 1 часть цементной смеси, 2 части песка, 3 части гравия, добавки и вода. Учитывайте разницу в объемной массе материала и ведите расчет в ведрах: ведро песка будет весить 19 кг, цемента – 15 кг, а щебня – 17, 5 кг. К ингредиентам добавляется вода, и раствор вымешивается до однородной консистенции.
После заливки фундамента, дальше следует технологически сложная физико-химическая реакция – выделения тепла и испарения воды, в результате которой образовывается искусственный камень.

Зачем поливать бетон?

В процессе затвердевания бетона особое внимание следует уделить увлажнению состава. Зачем надо поливать бетон? Существует ряд факторов, доказывающих эту необходимость.

  1. Вода является основным элементом цементного раствора. Она участвует в физико-химических процессах, в результате которых быстро нейтрализуется. Для оптимального затвердения бетонной смеси необходимо определенное количество влаги, которую обязательно нужно компенсировать.
  2. Застывание цемента происходит неоднородно. Верхние слои характеризуются слабыми обменными процессами и в результате нестабильная затвердевшая поверхность быстро деформируется, когда внутри слой бетона еще жидкий. Чтобы конструкция успела набрать прочность, нужно обеспечить оптимально одинаковые условия.
  3. Во время затвердения основа уменьшается в объеме. Восполнить потери можно с использованием дозированного количества жидкости.
  4. Климатические условия – фактор, который оказывает прямое воздействие на формирование прочной конструкции. Горячий воздух способствует быстрому испарению воды, поэтому фундамент нуждается в постоянной поливке. Ветреная погода приводит к удалению частиц влаги из цемента, что провоцирует появление многочисленных трещин в поверхности.

Микротрещины – один из рисков при формировании основания. Через них внутрь изделия попадает дождевая вода, грязь и пыль. В результате поверхность остается целой, а внутренняя часть конструкции деформируется.
Образование щелей и трещин в фундаменте происходят в зимнее время при сильных перепадах температуры. Когда влага попадает внутрь, она преобразовывается в лед, обладающий свойствами к расширению и увеличению размеров раскола. Происходит вспучивание основания, а после фундамента разрушения переходя на основное сооружения. Вода участвует в процессах гидратации. Оптимальный уровень влаги способствует набиранию прочностных характеристик.

Особенности правильного ухода за бетоном

Должный уход за бетонной конструкцией предполагает обеспечение оптимальных условий для застывания. Они зависят от климатических условий, типа цемента, вида изделия и т.д. Сколько дней нуждается бетон в поливке? Этот показатель определяется скоростью затвердевания смеси для следующих видов:

  • конструкция, выполненная из медленно твердеющего цемента, нуждается в смачивании около 4 недель;
  • изделия на портланджцементе — 2-3 недели;
  • системы, сделанные из глиноземистого быстротвердеющего бетона, требуют около 8 суток.

В первые сутки после заливки фундамент лучше накрыть мешковиной или влажными опилками, чтобы защитить его от перегрева и замедлить испарение вода.

Как смачивается поверхность в летнее время

Бетонирование фундамента – сложный и трудоемкий процесс, предполагающий смачивание поверхности. Как ухаживать за бетоном жаркие дни? Эксперты рекомендуют учитывать следующие нюансы:

  1. Делать заливку цементного раствора нужно рано утром или после захода солнца. В летнее время необходимо позаботиться о защите свежеуложенной смеси – накрывать поверхность шифером, профнастилом, рубероидом или другим материалом.
  2. Следующий момент – не только жаркая погода, но и тепло, вырабатываемое в процессах затвердения, способствуют быстрому испарению влаги. Поэтому в первый день и 2 последующих, основу следует постоянно смачивать водой. Делать это нужно каждые 2-3 часа, особенно в ветреную солнечную погоду.
  3. Поливка изделия выполняется раза 3 в сутки на протяжении 28 дней.

Смачивание бетона осуществляется рассеянным способом, в виде дождевых капель. При перебоях воды следует сделать другое смачивание – обработать свежезалитую массу пленкообразующим средством с хорошей адгезией.

Правильный уход в зимний период

Многие специалисты не рекомендуют бетонировать фундамент в холодное время года. Но если пришлось это делать, то приготовьтесь к дополнительным финансовым вложениям. Сколько требуется ухаживать за бетоном зимой?
При затвердевании смеси в условиях низких температур происходит ее внутреннее нагревание и быстрое остывание снаружи. Перепад провоцирует появление трещин на поверхности изделия. Может требоваться дополнительное утепление заливки различными способами для блокирования выветривания влаги.
Рекомендации по сооружению фундамента в холодное время года, следующие:

  1. В цементный раствор добавить специальные добавки, которые препятствуют замерзанию смеси.
  2. Во время заливки раствор можно прогреть электричеством. Электропрогрев осуществляется электродами. Принцип основан на физических свойствах тока, который проходя через материал, выделяет некоторое количество тепла. Проводником является бетон.
  3. При заливке основания опалубку утепляют пенопластом, опилками, сеном или ватой.
  4. Оптимальная температура для заливки раствора зимой варьируется-3°C — +3°C.

Правильное утепление бетонной массы и последующий уход, ограждает от преждевременного пересыхания, химического и механического повреждения, предохраняет от перепада температур, образования трещин. При температуре воздуха ниже +5 поливка фундамента не проводиться.

Советы специалистов

Чтобы получить надежную конструкцию, опытные строители рекомендуют следующее:

  • по завершению заливки цементного раствора, необходимо перепроверить состояние опалубки. При наличии дефектов устранить их можно течении 2 часов до начала процесса застывания;
  • во время затвердевания конструкция ограждается от механических повреждений, давлений и солнечных лучей;
  • появившиеся трещины еще на пластичном бетоне можно устранить методом вибрирования;
  • поверхность нужно не заливать водой, а смачивать дозированно.

Следуя этим советам, можно получить качественное основание для дома.
Домовладелец, делающий самостоятельно фундамент, обязательно должен учитывать все нюансы его укладки и ухода в определенное время года. Только следуя четким рекомендациям, можно выполнить качественный цоколь сооружения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика